«Стояние столбом», или «столбовая работа» (кит. чжанчжуан гун), является одним из вспомогательных методов тренировки во многих стилях ушу, а также одной из разновидностей цигун.
«Стояние столбом» (яп. танто; кит. чжан чжуан) относится к области статической работы сэйко (кит. цзингун), где путем регулирования духовной энергии син (кит. шэн), дыхания и положения тела добиваются свободной проходимости продольных и поперечных энергетических каналов, гармонизации тока ки (кит..ци) и крови, выравнивания баланса энергий инь — ян, изгнания болезней, увеличения физической силы, оздоровления и укрепления всего тела.
В оригинальной системе ушу И-цюань/ Дачэн-цюань («Кулак воли»/«Кулак великого достижения»), созданной в первой половине XX века выдающимся мастером Ван Сянчжаем, и в ее японском варианте — системе Тайки-кэн («Кулак великой энергии») мастера Саваи Кэнъити «стояние столбом» является основным упражнением, на котором строится вся техника школы. Танто или Столб — это начало и конец всего процесса обучения.
Благодаря постоянным контактам учеников Оямы Масутацу с учителем Саваи, в тренировочные методы Кёкусина проникли многие методы совершенствования мастерства из Тайки-кэн, а такие известные мастера, как Рояма Хацуо, Хирошиге Цуеши и др. вообще сделали танто одним из основополагающих методов обучения в Кёкусинкай. В большинстве додзё Кёкусинкай методам тренировок, заимствованных из Тайки-кэн, придают первостепенное значение и уделяют много времени на тренировках .
Чем же привлекла «столбовая работа» каратистов? Во-первых, большую роль здесь сыграла личность самого мастера Саваи, который блестящими демонстрациями своего боевого искусства наглядно подтверждал достоинства метода Тайки-кэн. Во-вторых, ученики Оямы, практиковавшие столбы, сразу же отметили чисто физический эффект увеличения силы ударов руками и ногами, укрепление поясницы и ног, возможность «работы» в более низких стойках, повышение выносливости. Это оказалось решающим фактором.
Вообще же, кроме отмеченных физических эффектов, «упражнения столбов» обладают очень сильным оздоровительным эффектом, улучшают циркуляцию крови и укрепляют сердечно-сосудистую систему, усиливают газообмен в легких, успокаивают нервную систему, устраняют «энергетические пробки» в организме, что, в конечном счете, часто помогает лечить очень серьезные заболевания организма. Неслучайно во второй половине 1940-х годов основатель И-цюань Ван Сян-чжай уделял большое внимание терапевтическому использованию упражнений И-цюань и лично вел «оздоровительную» группу. В 1947 г. эта группа, собиравшаяся в Храме предков (ныне — Дворец культуры трудящегося народа), насчитывала около 100 человек. Многим из них удалось избавиться от болезней, которые нельзя было излечить другими способами. Так была доказана терапевтичес¬кая эффективность упражнений школы Ван Сянчжая и отсутствие нежелательных побочных эффектов. Отметим также, что «столб» в И-цюань и Тайки-кэн делится на «оздоровительный» и «боевой». Занятия «оздоровительным столбом» могут оказаться полезны людям любого возраста и приверженцам любого направления единоборств.
Помимо этого, «столбовая работа» позволяет накапливать в теле огромную энергию, которая может быть использована как для улучшения и поддержания здоровья, так и в боевой практике. Более того, наличие этой энергии часто порождает фантастические паранормальные эффекты и приводит к обретению, по терминологии цигун, «особых способностей» (интроскопия, яснослышание, ясновидение и пр.).
Известно, что Ван Сянчжай совершил настоящую революцию в ушу, отказавшись от формальных упражнений тао при обучении И-цюань. Отработка тао была сердцевиной практики в любом из видов ушу, и многие известные китайские мастера сильно критиковали подход Ван Сянчжая. Чем же он руководствовался в своем выборе?
В хэбэйском направлении Синъи-цюань («Кулак формы-воли»), которое Ван-лаоши изучал у знаменитого мастера Го Юньшэня, «столбовая работа» в базовой позиции Синъи-цюань саньтиши действительно является базовым, а не вспомогательным упражнением и занимает около трех лет. В это время ученик занимается только наработкой «столба» и ничем больше. Однако далее идет обучение формам тао, работе с оружием и т.д.
Проводя обучение в Шанхае, Ван Сянчжай пришел к выводу, что его ученики слишком много внимания уделяют внешним аспектам искусства, т.е. форме и приемам, пренебрегая внутренним аспектом. Поэтому на занятиях он начал основное внимание уделять упражнениям чжан чжуан, отбросив формы вообще, утверждая, что так легче и быстрее достигнуть положительного результата. Кроме того, на основе своего практического опыта Ван-лаоши пришел к выводу, что «воля» (и) и «дух» (шэнь) гораздо важнее «формы» (син). Из названия Синъи-цюань он выбросил элемент «син» («форма»), оставив только «и» («воля, намерение, сознание»), и с того времени направление Синъи-цюань Ван Сянчжая стало называться «И-цюань». Кроме того, согласно мнению мастера Юй Юнняня, одного из учеников Ван-лаоши, его учитель считал одним из недостатков «столбовой работы» в позиции саньтиши Синъи-цюань то, что в ней нарабатывается способность выброса усилия-цзинь только в направлении движения вперед-назад. С целью развития способности производить эффективный выброс усилия в поперечном направлении (вбок) Ван Сянчжай и ввел дополнительные варианты «столба».
Однако следует отметить, что стояние столбом в И-цюань/Тайки-кэн — не просто разновидность цигун. Конечно, благодаря расслаблению и «вхождению в покой» в «столбовой работе» проявляются все эффекты, присущие цигун, о которых было сказано выше. Но внутренний смысл столба в И-цюань другой — это, прежде всего, ментальная тренировка с образами, т.е. тренировка воли-намерения. Упражнения же цигун являются вторичными. Благодаря специфическим методам концентрации и визуализации, в относительно короткие сроки в организме практикующего развивается особенная сила, называемая «нэй цзинь» («внутренняя энергия»), которую с успехом можно применить в боевой практике. Юй Юнннянь вспоминает, что, попав в обучение к Ван Сянчжаю, он только и делал, что «стоял столбом»: «С начала моего обучения я целыми днями стоял в одном и том же положении. И спустя месяц ничего нового мне не объяснили. Когда другие практикующие говорили мне: «Ван Сянчжай ничему не учит», — я тоже думал, что это так и учитель все скрывает. У меня закралась мысль, что он, наверное, все объясняет своим детям, поэтому я и задал вопрос сыну Ван Сянчжая, не показывает ли отец ему что-то другое. На что последовал ответ, что они тоже каждый день только стоят. Так было и год, и десять лет спустя. Я сам вот уже как 50 лет практикую эти упражнения. Хотя внешне вроде бы ничего не изменилось, внутри моего тела произошли большие изменения».
Из журнала Додзе -2004